Москва

+7 (925) 034-3889

Владивосток

+ 7 (908) 448-3514
Заказать звонок

Торсионная подвеска: конструкция, принцип действия, неисправности

Часто при описании технических характеристик автомобиля можно встретить термин «торсионная подвеска». Ключевое слово «торсион» - это основа системы рессорного подвешивания. В материале статьи рассмотрены особенности торсионной подвески, принцип её работы, слабые места, методы диагностики, как влияет на ходовые качества автомобиля.

Торсионная подвеска

Что такое торсион?

Торсионом принято называть металлическое тело вращения. Это вал, воспринимающий крутильные колебания в одной плоскости. Сечение обычно круглое, но на некоторых автомобилях встречаются и квадратные торсионы. По концам торсион имеет шлицевые части. Одна из них соединяется с несущим рычагом рессорной подвески, а вторая – с рамой машины. В процессе работы торсион воспринимает крутильные колебания, возникающие при проследовании препятствий: возвышений, неровностей, ям, ухабов. Передаёт вес авто на демпфирующие элементы, которые преобразуют колебания кузова в механическую энергию. Энергия гасится пружинами и гидравлическими амортизаторами.

Принцип работы торсионной подвески

Стандартная торсионная подвеска как легкового автомобиля, так и внедорожника, включает в себя следующие элементы:

  • подрамник
  • продольный торсион
  • верхний и нижний поперечные рычаги
  • приводной вал
  • амортизаторы
  • стабилизаторы поперечной устойчивости

Усилия, возникающие при проследовании автомобилем препятствий, передаются через продольный торсион на нижние и верхние поперечные рычаги. Рычаги гасят часть колебаний за счёт резинометаллических элементов. Непогашенные колебания передаются на амортизаторы и стабилизатор поперечной устойчивости.

Таким образом, возникающая нагрузка равномерно распределяется по всей системе рычагов. Торсион как пружина, только обладает более высоким КПД и эффективностью.

Основное требование к торсионным валам – высокая прочность и упругость. Торсионы не должны деформироваться, а шлицевые соединения должны воспринимать значительные знакопеременные нагрузки без повреждений.

Типы торсионного подвешивания

Могут монтироваться относительно продольной оси кузова двумя способами:

  • вдоль
  • поперёк

Типы торсионного подвешивания

В первом случае торсионное подвешивание называется продольным, а во втором – поперечным.

В чём разница?

И продольная, и поперечная торсионная подвеска выполняют одну и ту же функцию: исключают несколько степеней свободы колеса. При нормальной работе их две:

  • одна обеспечивает нормальное вращение
  • вторая допускает перемещение в вертикальной плоскости, позволяя колесу преодолевать ямы и ухабы без последствий для подшипника и опор.

Торсионная подвеска продольного типа чаще используется на грузовых автомобилях. Она рассчитана на значительные крутильные колебания. На легковых автомобилях, микроавтобусах, джипах и внедорожниках применяется подвеска с поперечным расположением торсионных валов.

Она делится на:

  • переднюю независимую
  • заднюю независимую
  • заднюю полузависимую или, как принято говорить, «полужёсткую»

Передняя независимая

Подвеска типа MacFerson – это популярная и эффективная конструкция. За счёт её, у конструкторов появилась возможность устанавливать моторы большего объёма и массы. Ведь часть статической и динамической нагрузки на переднее рессорное подвешивание передаётся от двигателя. Амортизационными подушками гасится только 20-30% колебаний, возникающих при движении авто и работе ДВС. Остальные передаются на торсионную подвеску.

Система MacFerson передаёт возникающие усилия через поворотную турель и точки подсоединения рычагов. Это даёт возможность равномерно распределить усилия сразу по трём опорам. Подвеска такого типа – это конструкция, состоящая из амортизационной стойки телескопического типа и поворотных кулачков ступицы.

У такой подвески есть и недостатки:

  • при движении автомобиля центр тяжести может сместиться, вызвав крен кузова
  • усилие на руле при повороте весьма значительное, т.к. нужно также производить поворот стоек

Подвеска MacFerson применяется преимущественно на авто с переднем приводом.

Задняя торсионная подвеска независимого типа

Как правило, имеет несколько торсионов, располагающихся поперечно к оси кузова. Они соединяются с продольными рычагами. Рычаги обеспечивают жёсткую фиксацию колёс в продольной плоскости, а торсионы обеспечивают необходимое схождение колёс в поперечной. Винтовые пружины монтируются вместе с амортизаторами и работают в паре. Такая конструкция является классической. На старых автомобилях до сих пор можно встретить листовые рессоры, которые применяются в качестве упругого демпфера.

Задняя торсионная подвеска независимого типа

Полузависимая жёсткая подвеска

Считается самой надёжной и, говоря простым языком, «неубиваемой». В её конструкции практически нет рычагов. Т.е. ломаться практически нечему. Опорой является торсионная балка U-образного профиля. Продольные рычаги фиксируются к ней с левой и с правой сторон. Балка служит связующим элементом. Рычаги передают возникающие усилия от кузова на колёсные ступицы. Основной недостаток такой подвески – жёсткость. Водитель чувствует каждую яму и кочку. Всё остальное является достоинствами.

Плюсы и минусы торсионных подвесок

На большинстве моделей внедорожников и джипов применяются именно торсионные подвески. Они позволяют сглаживать значительные знакопеременные нагрузки, возникающие при движении автомобиля весом 2-3 тонны.

Торсионные подвески обеспечивают:

  • исключительный комфорт пассажиров
  • плавность хода
  • проследование неровностей дорожного полотна на высоких и низких скоростях без неприятных ощущений для водителя и пассажиров

Из недостатков - сложность конструкции, относительно высокие цены на ремонт и техническое обслуживание. Резинометаллические элементы рычагов требуют постоянного внимания. При регулярной эксплуатации автомобиля на плохих дорогах торсионная подвеска может требовать ремонта каждые 2-3 года.

При значительных нагрузках, возникающих, к примеру, при преодолении глубоких ям или скоростном проезде лежачих полицейских, шлицы торсионов могут не выдержать и разрушиться. Это приводит к необходимости срочного ремонта. Поэтому очень важно обращать внимание на качество запасных частей, приобретаемых для технического обслуживания и ремонта автомобилей.

Посмотрите, как выполняется ремонт торсионной подвески Toyota Land Cruiser 100

Покупаем качественные торсионы

Экономить на приобретении торсионов не стоит. «Сырая сталь» быстро станет причиной поломки подвески автомобиля. Материал низкого качество попросту не выдержит крутящего и изгибающего момента и в определённый момент сломается.

Компания «IRONMAN4×» является официальным дистрибьютором известного европейского производителя запасных частей для легковых автомобилей. Комплектующие проходят полный цикл контроля качества, испытываются на статические и динамические нагрузки в лабораторных условиях, полностью соответствуют требованиям международных стандартов по качеству.

В интернет-каталоге «IRONMAN4×» можно выбрать и приобрести торсионы для таких автомобилей, как:

Торсионы производятся из легированной стали с добавлением углерода, шлицевые поверхности проходят процедуру закалки токами высокой частоты. Срок службы торсионов составляет не менее 5-7 лет.

Подберем необходимые торсионы по VIN-номеру автомобиля. Доставка займёт всего пару рабочих дней. Звоните по контактным телефонам. Цены Вас приятно удивят.

Для клиентов предлагаются любые удобные формы оплаты. Возможна доставка транспортными компаниями по выбору покупателя. Ассортимент постоянно обновляется.